Главная Новости Политика внешняя политика Законопроект о налоговой амнистии: эксперты о подводных камнях
commentss НОВОСТИ Все новости

Законопроект о налоговой амнистии: эксперты о подводных камнях

Рада приняла за основу президентский законопроект № 5153 с поправками в Налоговый кодекс о добровольном декларировании активов

1 апреля 2021, 19:48
Поделитесь публикацией:

Верховная Рада приняла за основу президентский законопроект № 5153 с поправками в Налоговый кодекс о добровольном декларировании активов физических лиц с 1 июля 2021 года по 1 июля 2022 года. Помимо этого, парламент принял в первом чтении законопроекты №5355 и №5356 из пакета проектов закона о налоговой амнистии. Эксперты изданию "Комментарии-Украина" ответили на такие вопросы: "Оцените плюсы и минусы этих решений". "Что нуждается в доработке ко второму чтению?"

Законопроект о налоговой амнистии: эксперты о подводных камнях

Верховная Рада (фото из открытых источников)

Председатель совета Института налоговых реформ, вице-президент в Ассоциации налогоплательщиков Украины Елена Хотенко признается, что является приверженцем принятия такого законопроекта касательно легализации имущества и доходов.

"Если мы хотим вывести из тени экономику, нам не обойтись без выведения из тени доходов, которые ранее не облагались налогом. Да, были отдельные категории граждан, которых обязали декларировать доходы: чиновники или те, кто претендует на пост в госслужбе, кто совмещал несколько видов деятельности, ряд представителей бизнеса. Но должна быть какая-то общая точка отчета, с которой начнется цивилизованное налогообложение для всех. Декларирование всеми своих доходов, имущества, накоплений. Если мы действительно стремимся в европейское, цивилизованное пространство, то без этого не обойтись", — подчеркивает Елена Хотенко.

По ее словам, принятый в первом чтении законопроект – наиболее либеральный из тех, что предлагались ранее.

"Предложена уплата сбора с денежной стоимости задекларированных активов по таким ставкам: 2,5% – по ОВГЗ, приобретенным с 1 января 2021 до 20 июня 2022 года до подачи декларации; 5% — общая ставка, 9% — в отношении активов, размещенных за рубежом. К активам, которые не требуют подачи спецдекларации, отнесли квартиру общей площадью до 120 квадратных метров или дом в 240 квадратных метров, нежилое помещение в 60 квадратов, земельный участок (в рамках нормативов бесплатной декларации). Кроме того, не декларировать разрешено одно транспортное средство, которое есть в реестре. Я считаю эти ставки минимальными. Ранее проблема была как раз в том, что в предлагаемых проектах ставки были завышены. В итоге эти предложения даже не доходили до рассмотрения в зале заседаний", — поясняет Елена Хотенко.

По ее словам, вопросами лиц, которые будут пытаться саботировать процесс налоговой амнистии, даже если это наши олигархи, чиновники, экс-чиновники, будет заниматься Бюро экономической безопасности (далее — БЭБ), закон о котором уже подписан президентом. БЭБ планируют укомплектовать уже в этом году.

"Принятый пока лишь в первом чтении законопроект – это позитив. Его надо было принимать еще пару лет назад. Это однозначно победа Верховной Рады девятого созыва, важный шаг в сторону детенизации украинской экономики", — резюмирует Елена Хотенко.

Старший аналитик по налоговым вопросам Института социально-экономической трансформации Вячеслав Черкашин считает, что законопроекты №№ 5153-5156 нуждаются в серьезной доработке. По его мнению, предложенный вариант налоговой амнистии не поможет вернуть в страну "сбежавшие" капиталы, привлечь инвестиции, создать рабочие места. Скорее всего, он станет очередным механизмом усиления вмешательства государства в экономическую жизнь страны, роста налогового давления на украинцев (в том числе, работающих за границей).

Среди слабых мест предлагаемых законопроектов Вячеслав Черкашин называет:

- дискриминацию амнистируемых активов по месту их расположения (попытка применения повышенных ставок в 9% для активов, находящихся за границей). Учитывая коррупцию внутри Украины и неэффективность отечественной судебной системы, эксперт прогнозирует мало желающих вернуть "уплывший" из Украины капитал в "родную гавань";

- высокую ставку сбора (говоря о тех же 9%, Вячеслав Черкашин отмечает, что есть другой способ легализации активов — двухсторонние договора об избежании двойного налогообложения, инвестиции в некоторые виды пассивных доходов внутри страны — и то и другое обычно под 5%. Инвестиции же и доходы от ОВГЗ вообще не облагаются налогом, поэтому предложенная ставка в 2,5% для долговых бумаг является, по мнению эксперта, слабо конкурентной);

- слабые гарантии со стороны государства (нет действенных государственных гарантий, что обнародованная информация не станет основанием для дальнейших преследований, причем как со стороны правоохранительных и контролирующих органов, так и со стороны криминалитета).

По мнению Вячеслава Черкашина, без исправления вышеобозначенных моментов, а также при всё более явно просматривающемся желании наделять налоговиков расширенными полномочиями, налоговая амнистия вместо стимулирования к детенизации скорее сыграет обратную роль. Более того, это выглядит как наступление на экономически активное население (в том числе, украинских гастарбайтеров).

 Сайт "Комментарии" также напоминает, что Высший антикоррупционный суд отменил свой первый обвинительный приговор, касающийся недостоверного декларирования.



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Новости