Рубрики
МЕНЮ
Ольга Чародий
Верховная Рада приняла за основу президентский законопроект № 5153 с поправками в Налоговый кодекс о добровольном декларировании активов физических лиц с 1 июля 2021 года по 1 июля 2022 года. Помимо этого, парламент принял в первом чтении законопроекты №5355 и №5356 из пакета проектов закона о налоговой амнистии. Эксперты изданию "Комментарии-Украина" ответили на такие вопросы: "Оцените плюсы и минусы этих решений". "Что нуждается в доработке ко второму чтению?"
Верховная Рада (фото из открытых источников)
Председатель совета Института налоговых реформ, вице-президент в Ассоциации налогоплательщиков Украины Елена Хотенко признается, что является приверженцем принятия такого законопроекта касательно легализации имущества и доходов.
По ее словам, принятый в первом чтении законопроект – наиболее либеральный из тех, что предлагались ранее.
"Предложена уплата сбора с денежной стоимости задекларированных активов по таким ставкам: 2,5% – по ОВГЗ, приобретенным с 1 января 2021 до 20 июня 2022 года до подачи декларации; 5% — общая ставка, 9% — в отношении активов, размещенных за рубежом. К активам, которые не требуют подачи спецдекларации, отнесли квартиру общей площадью до 120 квадратных метров или дом в 240 квадратных метров, нежилое помещение в 60 квадратов, земельный участок (в рамках нормативов бесплатной декларации). Кроме того, не декларировать разрешено одно транспортное средство, которое есть в реестре. Я считаю эти ставки минимальными. Ранее проблема была как раз в том, что в предлагаемых проектах ставки были завышены. В итоге эти предложения даже не доходили до рассмотрения в зале заседаний", — поясняет Елена Хотенко.
По ее словам, вопросами лиц, которые будут пытаться саботировать процесс налоговой амнистии, даже если это наши олигархи, чиновники, экс-чиновники, будет заниматься Бюро экономической безопасности (далее — БЭБ), закон о котором уже подписан президентом. БЭБ планируют укомплектовать уже в этом году.
Старший аналитик по налоговым вопросам Института социально-экономической трансформации Вячеслав Черкашин считает, что законопроекты №№ 5153-5156 нуждаются в серьезной доработке. По его мнению, предложенный вариант налоговой амнистии не поможет вернуть в страну "сбежавшие" капиталы, привлечь инвестиции, создать рабочие места. Скорее всего, он станет очередным механизмом усиления вмешательства государства в экономическую жизнь страны, роста налогового давления на украинцев (в том числе, работающих за границей).
Среди слабых мест предлагаемых законопроектов Вячеслав
Черкашин называет:
- дискриминацию амнистируемых активов по месту их расположения (попытка применения повышенных ставок в 9% для активов, находящихся за границей). Учитывая коррупцию внутри Украины и неэффективность отечественной судебной системы, эксперт прогнозирует мало желающих вернуть "уплывший" из Украины капитал в "родную гавань";
- высокую ставку сбора (говоря о тех же 9%, Вячеслав Черкашин отмечает, что есть другой способ легализации активов — двухсторонние договора об избежании двойного налогообложения, инвестиции в некоторые виды пассивных доходов внутри страны — и то и другое обычно под 5%. Инвестиции же и доходы от ОВГЗ вообще не облагаются налогом, поэтому предложенная ставка в 2,5% для долговых бумаг является, по мнению эксперта, слабо конкурентной);
- слабые гарантии со стороны государства (нет действенных государственных гарантий, что обнародованная информация не станет основанием для дальнейших преследований, причем как со стороны правоохранительных и контролирующих органов, так и со стороны криминалитета).
По мнению Вячеслава Черкашина, без исправления вышеобозначенных моментов, а также при всё более явно просматривающемся желании наделять налоговиков расширенными полномочиями, налоговая амнистия вместо стимулирования к детенизации скорее сыграет обратную роль. Более того, это выглядит как наступление на экономически активное население (в том числе, украинских гастарбайтеров).
Новости