Рубрики
МЕНЮ
Георгий Кухалейшвили
В Нью-Йорке началась сессия Генеральной ассамблеи Организации Объединенных наций (ООН). Это 75-я сессия с момента основания ООН в 1945 году как самой масштабной и универсальной международной организации, целью которой является предотвращение возникновения новой мировой войны, урегулировать глобальные проблемы и противоречия.
В этом году пандемия коронавируса внесла свои коррективы в традиционное мероприятие. В зале Генассамблеи будут присутствовать только по одному представителю от каждой страны-участницы ООН, главы государств и правительств не приезжали в Нью-Йорк по причине карантинных мероприятий в городе и ограничились отправкой видеозаписей своих выступлений в штаб-квартиру организации, а обсуждение вопросов повестки дня будет осуществляться в режиме видеоконференции.
Основными вопросами сессии в этот раз стали многостороннее взаимодействие между странами-участницами ООН в борьбе с коронавирусом, включая поиск вакцины, урегулирование вооруженных конфликтов и экономических кризисов, поиск решения социальных проблем (бедность, голод, гуманитарные кризисы), защита климата и исчезающих видов растений и животных, борьба с нарушением прав человека, обеспечение гендерного равенства. Однако вопреки заявленным целям в ООН наблюдается глубокий раскол между странами-членами по широкому кругу вопросов, а сама организация уже много лет бездейственна в принятии решений для решения глобальных проблем.
Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш призвал страны-члены вернуться к фундаментальному принципу – сотрудничеству в рамках международной организации (мультилатерализм) в решении проблем, включая пандемию коронавируса, которая стала одним из самых серьезных глобальных вызовов после окончания Второй Мировой войны. Однако, учитывая обстоятельства и отсутствие живых дискуссий в стенах штаб-квартиры в ООН, прийти к согласию по какому-либо вопросу будет еще сложнее. В ООН уже давно наблюдается кризис в связи со сложностью принятия решений в рамках Совбеза ООН, разногласий между странами-участницами, но в этом году организация не смогла выполнить даже функцию трибуны для обмена мнениями. Традиционно, с трибуны Генассамблеи ООН мог быть услышан лидер любого государства.
По мнению аналитика "Совета международных отношений" Стюарта Патрика, 75-я сессия Генассамблеи будет носить символический характер и в ближайшие месяцы, в условиях разногласий между ООН и ее основного спонсора в лице США будет проблематично использовать организацию как площадку для международного сотрудничества. Британский аналитик Джулиус Боргер назвал сессию "худшим совещанием в мире с использованием приложения Zoom", поскольку видео-выступления глав государств и правительств ориентированы на аудиторию отдельных стран. Не исключено, что большую часть записей никто смотреть не будет.
Глава представительства в ООН правозащитной организации Amnesty International Шерин Тадрос считает, что многие в мире задаются вопросом, соответствует ли в принципе ООН современным вызовам и достаточно ли тех условий, при которых создавалась организация для ее функционирования в будущем. Эксперт ООН из Нью-Йоркского городского университета Томас Вейсс полагает, что международный кризис системы здравоохранения продемонстрировал, что многостороннее сотрудничество отсутствует в принципе, а функциональность международных институтов фактически исчезла, от них осталась только оболочка.
Альтернативной точки зрения касательно места ООН в современном мире придерживается аналитик Майкл Хирш. По его мнению, организация переживает самый серьезный кризис с момента ее основания после Второй Мировой войны, но по-прежнему выполняет основную возложенную на нее функцию по предотвращению нового глобального вооруженного конфликта, играет стабилизирующую роль проводя политику нераспространения ядерного оружия, вводит международные санкции против враждебных стран-агрессоров.
С Майклом Хиршем можно поспорить. Совбез ООН не предпринял каких-либо мер принуждения в отношении России в ответ на агрессию в Украине, Грузии, на вмешательство в вооруженный конфликт в Сирии, в отношении Китая за нарушение свободы судоходства в Южно-Китайском море, в отношении Турции, которая проводит военную экспансию в Сирии и нарушает морские границы в Средиземном море. Совбез ООН не способен оказывать давление на постоянных членов, включая Россию, Китай, а другим 13 постоянным и непостоянным членам не хватает политической воли, чтобы исключить стран-агрессоров.
ООН оказалась неэффективна в урегулировании вооруженных конфликтов в Сирии, Ливии, Йемене, гражданского противостояния в Венесуэле. Международные санкции оказались неэффективны для принуждения Северной Кореи отказаться от ядерного оружия. Мирные переговоры между светским правительством Афганистана и исламистским движением "Талибан" близки к срыву из-за возобновившихся боевых действий. Договоренности о налаживании отношений между Израилем, ОАЭ, Бахрейном были достигнуты при посредничестве США, но без участия ООН. Объединенные Нации не могут поспособствовать урегулированию политического кризиса Мали, где произошел военный переворот, убедить военных вернуть власть гражданским.
Совбез ООН оказался парализован по иранскому вопросу. Большинство членов не поддержали предложение США продлить эмбарго на поставки оружия в исламскую республику, которое действовало в течение 13 лет. Однако, Вашингтон возобновил эмбарго по отношению к Тегерану в одностороннем порядке и готов вводить ограничительные меры в отношении стран, которые его нарушат, а также объявил о введении новых санкций в отношении 27 иранских фирм, имеющих отношение к ядерной программе.
Как показала 75-я сессия Генассамблеи ООН, в организации разброд по украинскому вопросу. Совбез ООН бездействует из-за вето России. Верховный комиссар ООН по правам человека Мишель Бачелет констатировала, что в ОРДЛО наблюдаются противоправные задержания, пытки, издевательства, случаи сексуального насилия. Тем не менее, 17 стран-членов ООН, включая Сербию, Армению, Казахстан, Белоруссию, выступили против включения украинского вопроса в повестку дня сессии ООН, что говорит о солидарности с позицией РФ, которая отрицает свою агрессию на востоке Украины и называет ее внутренним конфликтом, что не соответствует реальному положению дел.
Объектом противоречий между странами-членами ООН стал поиск вакцины от коронавируса. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) инициировала программу COVAX, предусматривающую объединение усилий всего мира в изучении коронавируса, финансирование экспериментов для поиска вакцины и ее производства в промышленных масштабах. На текущий момент к COVAX присоединились 64 страны, государственные и негосударственные организации, частные инвесторы и обязались выделить 1,4 млрд долл. США отказались участвовать в данной инициативе и официально уведомили ВОЗ о своем выходе из организации. Президент Турции Реджеп Эрдоган считает, что ООН проиграла в борьбе с коронавирусом, а его страна в одиночку осуществляла поставки медикаментов в 146 стран мира. К COVAX не присоединился Китай.
Аналитик Джен Кирби считает, что геополитические противоречия между США и Китаем являются основным препятствием для проведения дискуссии о подходе выделения средств для разработки вакцины и ее распределения в мире. Администрация Трампа скептически относится к международным инициативам в борьбе с коронавирусом. Американский президент считает, что Китай несет ответственность за распространение коронавируса, загрязнение окружающей среды, а ООН должна привлечь руководство страны к ответственности. Фармацевтическая отрасль США ведет самостоятельные разработки вакцины. По мнению вице-президента Майкла Пенса, работа будет завершена до конца этого года. Трамп пообещал поделиться вакциной с другими странами.
Разделилось и мнение среди влиятельных стран мира о том, как повысить эффективность ООН. Канцлер Германии Ангела Меркель и президент Турции Реджеп Эрдоган предлагают реформировать ООН и увеличить количество постоянных членов в Совбезе. Немецкий канцлер акцентировала внимание на том, что решения в Совбезе ООН блокируются в самый неподходящий момент. Турецкий президент подчеркнул, что обладающие правом вето пять постоянных членов (США, Великобритания, Франция, Россия, Китай) не должны диктовать свою позицию другим участникам. На постоянное членство в Совбезе претендуют Германия, Турция, Япония, Бразилия, Аргентина, Южная Корея, Индия, ЮАР, Польша.
Президент РФ Владимир Путин придерживается другого мнения. Он допускает возможность участия всех стран в процессе принятия решений ООН, а также считает, что организация выполняет главную функцию – обеспечивает мир, но пятерка постоянных членов должна сохранить право вето. Председатель КНР Си Цзиньпинь и президент Франции Эммануэль Макрон ограничились тем, что призвали другие страны мира к многостороннему сотрудничеству. Действующим постоянным членам ООН не выгодно расширение Совбеза ООН и они не хотят терять или делиться правом вето, которое подчеркивает их исключительность.
Президент США Дональд Трамп в свою очередь предложил по-другому взглянуть на кризис ООН. По его мнению, чтобы достичь стабильности и процветания в мире, правительства стран-членов должны, прежде всего, уделять внимание благополучию своих граждан, а уже потом выделять крупные суммы на решение глобальных проблем. По мнению Трампа, Америка является лидером в сфере обеспечения прав человека и миротворчество это ее миссия, но мир она может принести только благодаря своей военной и экономической мощи. Американский президент призвал другие страны становиться сильными ради всеобщего благополучия.
Напомним, президент Украины Владимир Зеленский стал одним из спикеров торжественного заседания ООН, которое из-за пандемии коронавируса проходило в онлайн-режиме. Президент осудил Россию за агрессию на территории Украины и обвинил в попытке перераспределить сферы влияния в мире.
Новости