Coinspot 25.01.2021
BTC/USD
32646.37
ETH/USD
1440.55
LTC/USD
145.56
НБУ 25.01.2021
USD/UAH
28.35
EUR/UAH
34.40
RUB/UAH
0.40
Рубрики
МЕНЮ
Таисия Ерохина
В ближайшее время Верховная Рада может
рассмотреть во втором чтении и в целом законопроект президента Украины
Владимира Зеленского о народовластии через референдум. Каковы шансы на его
принятие? Какие есть риски в связи с его принятием? Ответ "Комментариям" дали
эксперты.
Фото: ОП
По мнению политолога Петра Охотина, сейчас у
"Слуги народа" хорошее время для того, чтобы принять закон о референдуме.
"Во-первых, таким образом Зеленский и его
партия воплотят предвыборные обещания, – поясняет эксперт. – Во-вторых, голоса
за законопроект можно собрать, напомнив оппонентам их высказывания. Например,
законопроект о референдуме Петр Порошенко обещал внести еще в далеком апреле
2014 года. А Юлия Тимошенко называла референдум инструментом настоящего
волеизъявления, в частности, в вопросе о продаже земли. В-третьих, отношение
населения к референдуму, по моему мнению, тестировалось опросом во время
местных выборов".
Петр Охотин напоминает и результат опроса,
проведенного группой "Рейтинг" 20-21 октября. Тогда 43% респондентов
положительно отнеслись к идее президента провести всенародный опрос в день
выборов, а 25% – отрицательно.
"Предполагаю, что референдум рассматривается
Офисом президента как инструмент борьбы со старыми элитами. О том, что конфликт
существует, свидетельствует, например, кризис с Конституционным судом, –
отмечает политолог. – Иными словами, в случае, если судьи или депутаты будут
пытаться противодействовать политике президента, он будет иметь конституционный
рычаг влияния на ситуацию через референдум".
Политический консультант Александр Вербицкий
считает, что любой референдум в Украине — ящик Пандоры.
"Подтверждением этому служат два альтернативных
варианта (Батькивщины и ОПЗЖ) законопроектов, поданных от депутатских фракций.
Каждый из разработчиков прав по-своему. Анализировать каждый из документов уже
не имеет смысла, хотя бы потому, что депутаты поддержали в первом чтении именно
президентский вариант", – подчеркивает Александр Вербицкий.
По его мнению, есть основания полагать, что
так парламентарии поступят и во втором чтении. И вот по каким причинам:
- документ в некоторой части сужает поле
рассматриваемых вопросов и не касается бюджета и налогов;
- он переводит весь процесс голосования в
е-поле (электронного голосования) то есть, сам процесс подготовки (даже по
срокам — отводится 60 дней на сбор подписей) может затянуться, не говоря уже о
цифровизации процесса голосования, то есть — технической стороне;
- документ, по сути, готовит е-голосование для
других процессов, например – для следующих выборов: парламентских,
президентских;
- проект не имеет решающего значения для
местного самоуправления, так как, скорее всего, инициатором референдума будут
выступать субъекты республиканского значения (политические партии и
общественные организации, имеющие достаточно сил, средств и структуру, для
организации сбора 3 миллионов подписей в 2/3 субъектов территорий страны);
- документ несет в себе не столько риски или
положительные подвижки в сторону демократизации местного самоуправления,
сколько фиксирует само наличие механизма и инструмента в руках общественности в
лице её представителей.
"Таким образом, приняв президентский
законопроект, депутаты в какой-то мере откроют и ящик Пандоры. Ведь
референдумом смогут воспользоваться любые сколь-нибудь структурные организации
– например, сама власть, или оппозиция, – подчеркивает Александр Вербицкий. –
Вопрос в том, насколько сегодня референдум в каком-то виде нужен на
государственном уровне. И до какой степени он необходим уровнем ниже — в
самоуправлении".
Политконсультант считает, что вместе с законом
о референдуме необходимо принимать пакет законов о местном самоуправлении — в
части ответственности депутатов и фракций (и депутатских групп) за свою
эффективную деятельность. А также за то, как депутаты работают с избирателями,
для избирателей, как отчитываются перед ними за предполагаемые и принимаемые
решения.
"И это еще не всё, потому что мы не говорили о
полномочиях депутатов областных и районных советов в условиях свершившейся
децентрализации. Вся власть и
собственность переходит в ОТГ. Что и зачем в таком случае остается в районных и
областных советах? – вопрошает Александр Вербицкий. – Предполагаемые решения,
особенно на уровне самоуправления, могут вызывать (и зачастую вызывают)
непонимание и критику избирателей. И могут становиться вопросами для
рассмотрения на местных референдумах. И тогда мы понимаем, что принимая
законопроект только для референдума на уровне государства — делается шаг
вперед, но происходит топтание на месте".
Напомним, Украина отмечает годовщину
провозглашения Акта независимости Украины. Опубликованы архивные
фото со дня референдума.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы первыми узнать о самых важных событиях!
Обусуждения
Новости