Глава украинской делегации на переговорах с Россией, глава фракции "Слуга народа" Давид Арахамия выступил с рядом тезисов касательно подготовки "мирных соглашений". Так, по его словам, вопрос нейтрального статуса нашего государства будет вынесен на всеукраинский референдум; драфты документов якобы уже достаточно наработаны для того, чтобы проводить прямые консультации между президентами Украины и РФ; наиболее острым остается вопрос по Крыму.
Коллаж "Комментарии" Д.Романюк
Говоря о гарантиях безопасности, Арахамия акцентировал, что мы не подпишем документа, если РФ будет иметь право вето. Также сообщил о том, как реагируют страны, которым мы предложили стать гарантами. И пояснил позицию Китая. Эксперты оценили ход переговоров и их перспективы специально для издания "Комментарии".
Будущее Украины – в жестких гарантиях и различных конфигурациях региональных союзов
Политтехнолог Борис Тизенгаузен обращает внимание, что после встречи украинской и российской делегаций в Стамбуле стало понятнее, о чём говорили на предыдущих раундах.
"До этого широкую общественность особо не посвящали в детали. Скорее всего, чтобы сформировать конкретный перечень пунктов, который можно было бы обсуждать – в информационном поле в том числе. Украина предлагает довольно понятные пункты. Но они, как уже ясно, должны быть поддержаны РФ, а также быть утвержденными на всеукраинском референдуме. Речь, в частности, о внеблоковом статусе и получении под него четких гарантий безопасности. И тут есть определеннее разночтения, критика касательно того, может ли Россия быть среди таких гарантов, какими должны быть эти гарантии", – подчеркивает эксперт.
На сегодняшний день желание стать такими гарантами подтвердили Германия, Италия, Турция.
"Хорошо бы подтянуть под это США или ту же Великобританию – ядерную державу с хорошим флотом. Всё это возможно. Но пока потенциальные страны-гаранты хотят услышать механику введения таких гарантий. Какова последовательность действий, что это за действия, нужно ли будет закрывать небо, кто это должен делать, в течение какого времени, какими силами – и так далее. Когда эта механика будет наработана, возможно, страны начнут более активно подписываться под этим предложением", – считает Борис Тизенгаузен.
Что касается вынесения на референдум вопроса внеблокового, безъядерного статуса Украины, то мы и так без ядерного оружия и вне всяких блоков, напоминает он. И весьма похоже, что особо нас в НАТО не ожидают.
"Так что будущее Украины – в жестких гарантиях и различных конфигурациях региональных союзов. Почему именно региональных? Потому что это – короткое логистическое плечо, общность региональных интересов и так далее", – поясняет эксперт.
По его мнению, реакция российских функционеров (тех же Пескова, Лаврова) на украинские предложения сдержанно оптимистичная. Они говорят, что есть как определенное понимание, так и расхождение по ряду моментов.
"Камнем преткновения остается вопрос территориальной целостности Украины. Наша сторона жестко (и верно) говорит, что не готова на уступки по этим вопросам. В том числе – на признание Крыма российским. И предлагает вынести вопрос за скобки (те самые 15 лет обсуждения с подтвержденными гарантиями не решения вопроса военным путем). Думаю, это стало бы разумным компромиссом", – отмечает Борис Тизенгаузен.
При этом, продолжает он, надо помнить, что у Путина – 9 мая на носу. И ему надо под "сакральную дату" продемонстрировать россиянам хоть какую-то "победу". Что будет подталкивать страну-агрессора чуть быстрее думать по поводу предложенных Украиной пунктов соглашения.
"И тут многое зависит от того, какой будет ситуация на фронте. Уже понятно, что отказавшись от планов захвата большинства крупных городов Украины, включая Киев, россияне будут пытаться добыть победу на двух направлениях. Первое – выход на административные границы Донецкой и Луганской областей и фиксация псевдореспублик именно в этих "границах". Второе – захватили или удержание части или в целом Херсонской области (вода для Крыма и так далее). Всё это станет инструментами давления на Украину в переговорном процессе или, если тот застопориться, — в затяжной войне. Поэтому ничего хорошего от РФ не ждем, – прогнозирует Борис Тизенгаузен. – Но поражение и бегство российских войск с Киевского и Черниговского направлений, открыли двери для передачи Украине еще более серьезного вооружения. Партнеры видят, что мы успешно бьем врага. И это укрепляет наши переговорные позиции".
Стороны еще далеки от окончательного согласования позиций
По мнению политического эксперта, директора Communication group Владимира Манько, риторика сторон в процессе переговоров в последнее время взвешена и даже комплиментарна. Что, отмечает эксперт, должно свидетельствовать о прогрессе в согласовании финального текста мирного соглашения.
"Но подобное поведение – дипломатический прием. На самом деле, стороны еще далеки от окончательного согласования позиций", – считает Владимир Манько.
Он акцентирует, что Россия хочет демилитаризованную, неядерную, нейтральную и желательно еще и денацифицированную (хотя это требование будто бы уже снято) Украину – без Крыма и Донбасса.
"Такой Украине Россия готова предоставить гарантии безопасности вместе с другими странами. Наша делегация ставит вопросом номер один – вывод российских войск на позиции до 24 февраля. Отчасти Россия это сделала – Киевщина уже свободна, Черниговщина и Сумщина освобождаются. Но тут дело не столько в доброй воле страны-агрессора, сколько в грамотных действиях ВСУ, – отмечает эксперт. – В то же время усиливается наступление оккупантов на Донбассе, увеличивается количество ракетных обстрелов по инфраструктуре. Так что и война, и переговоры – продолжаются. И результат переговоров, окончательный вид предстоящего соглашения, будут напрямую зависеть от положения на фронтах".
Как сообщал портал, президент США Джо Байден заявил (правда, без веских доказательств), что
есть некоторые признаки того, что президент РФ Владимир Путин
самоизолируется и наказывает некоторых своих советников из-за провалов
кампании в Украине.
Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.