Как изменятся политические предпочтения украинцев за лето: прогноз экспертов
Летний политический сезон 2021 года слегка отличается от предыдущих, говорят специалисты
С приходом лета в украинском политикуме
зачастую наступает относительное затишье. "Комментарии" попросили экспертов
оценить, с какими позициями отечественные политсилы заходят в этот "сонный" период,
и спрогнозировать, кто сможет прибавить, а кто убавить в симпатиях электората
до осени — и почему.
"Батькивщина" может выйти на второе место по симпатиям украинцев
Руководитель Центра анализа и стратегий (ЦАС) Игорь Чаленко прогнозирует, что летний сезон 2021 года станет нетипично активным для украинской политической жизни. И хоть не перевесит события двухлетней давности, связанные с проведением досрочных парламентских выборов, однако ряд факторов будет стимулировать украинские партии к работе. Это — возможность встряхнуть свои партийные ячейки на местах после смягчения карантинных ограничений.
Исходя из аккумулирования результатов последних социологических исследований, сохраняется доминирование "большой четвёрки", подчеркивает эксперт. Речь о партии власти "Слуга народа" (СН), за которой следуют "Европейская Солидарность" (ЕС) Порошенко, "Оппозиционная платформа — За жизнь" (ОПЗЖ) Бойко-Медведчука, а также "Батькивщина" Тимошенко.
Также подобные тенденции показывают существование стойкой ниши для новой политической силы с избирателем, который в большинстве поддерживает Зеленского, однако полностью разочаровался в СН образца 2019 года.
Что касается трех других сил, то, по мнению руководителя ЦАС, сегодня идеальные условия для роста у партии "Батькивщина". Этому способствует как земельный вопрос с перетягиванием на себя темы референдума, так и активное позиционирование в вопросах социалки и борьбы с бедностью. Игорь Чаленко не исключает, что после летнего сезона партия Тимошенко может выйти на второе место по рейтингам, прибавив 3-5%.
А вот "Европейская солидарность" сегодня оказалась под основным ударом властей, которые сохраняют диспозицию второго тура президентских выборов-2019.
Игорь Чаленко считает, что наиболее уязвимой сегодня остается ОПЗЖ, нисходящий тренд электоральной поддержки которой усиливается.
Без этого, по его мнению, отток электората продолжится к молодым политическим силам. А их на этом фланге сегодня предостаточно: начиная от "Партии Шария" и Мураевской "Наши", заканчивая недавно презентованной силы Колесникова "Украина — наш дом" и даже "Победы Пальчевского".
Зато, отмечает он, создается окно для создания новой либеральной проевропейской партии, которая могла бы рассчитывать как на электорат "Голоса", так и частично на избирателя "Евросолидарности".
Что касается рейтинга других политических сил, которым социологи дают около 5%, а это "Украинская стратегия" Гройсмана, "Сила и Честь" Смешка и "Радикальная партия" Ляшка, то их дальнейшее продвижение будет, по мнению руководителя ЦАС, напрямую связано с появлением на телеэкранах.
"Оппоблок нельзя списывать со счетов"
Социолог Ирина Щиголь считает, что нынешний летний (тихий) сезон для ведущих партий немного отличается от предыдущих. По ее мнению, партии поняли, что на одной политике электорат не удержишь и необходимо подпитывать его другими акциями.
По ее мнению, для "Европейской солидарности" (ЕС) летний сезон станет продолжением прошлогодней кампании (которая длится и сейчас) по обеспечению продуктами и средствами индивидуальной защиты населения, медучреждений, а также необходимым оборудованием — воинов на передовой.
Экспертка акцентирует, что ОПЗЖ продолжает стремительно терять свой электорат благодаря закрытию каналов, а также санкций против их руководителей и лидеров партий. Этим, по словам эксперта, начинает удачно пользоваться Оппоблок, выстраивая свою рекламу на противопоставлении ЕС — ОПЗЖ. Например, реклама телеканала НАШ (Мураев): "Наш канал не принадлежит Медведчуку, Наш канал не принадлежит Порошенко — включай НАШ!". Потому, отмечает социолог, Оппоблок рано списывать с политической арены.
Что касается "Голоса", то партия продолжит распадаться и терять электорат, уверена Ирина Щиголь.
"Батькивщина" же, по словам Ирины Щиголь, традиционно держит курс на социально-экономический популизм: земля, тарифы, пенсии, субсидии и так далее.
Напомним, ранее "Комментарии" сообщали, сколько денег придется потратить, чтобы приобрести бренд партии в Украине и задержаться в политике. Узнать цены удастся в нашем материале.
Также на портале вы можете прочесть о том, как эксперты оценивают шансы политсилы "Голос" сохранить свою целостность.