Украина-Венгрия: стоит ли ждать улучшения отношений после визита Петера Сийарто

Украинские политологи поделились ожиданиями от встречи главных дипломатов Украины и Венгрии

Сегодня, 27 января, в Украину прибыл министр внешней экономики и иностранных дел Венгрии Петер Сийярто - с рабочим визитом по приглашению министра иностранных дел Украины Дмитрия Кулебы. Будет ли прорыв в отношениях между нашими странами и на какие уступки могут пойти стороны размышляли украинские эксперты.

"Обе стороны используют встречу для собственного пиара"

Политолог, кандидат политических наук, профессор кафедры международных отношений НАУ Максим Яли не считает, что можно ожидать каких-либо существенных прорывов в двусторонних отношениях по итогу визита главы венгерского МИДа в Киев.

"Этот визит стоит расценивать как очередную попытку "перезагрузить" двусторонние отношения, о чём и заявил министр иностранных дел Украины Кулеба. Условно говоря, это попытка поговорить тет-а-тет, без камер и выработать "дорожную карту" улучшения двусторонних отношений после очередного витка конфронтации во время прошедших осенью местных выборов, - поясняет Максим Яли. - Напомню, что некоторые высокопоставленные чиновники Венгрии открыто агитировали за местную партию, что абсолютно верно было расценено украинским МИДом и лично его главой как вмешательство во внутренние дела Украины. Этим чиновникам был запрещен въезд в Украину. После этого последовала резкая реакция главы венгерского МИДа и обращения к НАТО и ОБСЕ вмешаться в ситуацию. Которые, впрочем, были отклонены".

Проект "дорожной карты" уже разработан лично Кулебой, о чем он и заявил, отмечает политолог.

"Подтверждением того, что кроме примирительных заявлений и желания улучшить атмосферу двустороннего диалог особо ожидать нечего - является и то, что визит в Киев Сийярто совершит без делегации, - отмечает Максим Яли. - То есть, никаких договоров и меморандумов подписывать не планировалось изначально. Обе стороны используют визит для внутренней повестки и собственного пиара. Не более. Венгерская сторона использует "украинский вопрос" для внутренней аудитории уже более 6 лет, начиная с 2014-го. Однако ее требования о создании венгерской автономии в Украине не соответствуют национальным интересам Украины и являются вмешательством во внутренние дела нашей страны. Как и раздача венгерских паспортов гражданам Украины. Не стоит ожидать и совпадения позиций по вопросу закона о языке, против которого резко выступает венгерская сторона".

"Претензии Венгрии необоснованны"

Политический эксперт Сергей Таран акцентирует, что натянутые отношения Украины и Венгрии – не что-то уникальное в венгерской политике.

"Венгрия имеет споры со всеми соседям – со Словакией, Румынией, Украиной. После распада Австро-Венгерской империи во всех этих странах, включая нашу, проживает венгерское меньшинство. Которое себя называет ущемленным. И эта тема Будапештом озвучивается на всех международных площадках. Мол, венгерский вопрос еще не решен. И причина того, что мы имеем некоторые дискуссии с Венгрией – точно не в Украине", - подчеркивает политэксперт.

В то же время, отмечает Сергей Таран, Венгрия имеет больше инструментов давления на Украине, чем на тех же Румынию и Словакию, которые являются членами НАТО.

"Украина же пока на пути туда. И Венгрия, также входящая в Североатлантический альянс, использует блокирование этого пути как рычаг давления, - поясняет политэксперт. - Украинская дипломатия должна прилагать усилия, доказывая необоснованность тех или иных претензий Венгрии. Но при Зеленском наша дипломатии не очень активна… Есть надежды, что визит Сийярто может как-то улучшить отношения. Но речь, подчеркиваю, не должна идти об уступках с нашей стороны. Потому что претензии Венгрии необоснованны".

Как сообщал портал "Комментарии", Венгрия — страна с которой Украина имеет достаточно напряженные отношения. Они ухудшились после 2017 года, когда был принят новый закон об образовании. Тогда же руководство Венгрии стало блокировать заседания Украина-НАТО. Правительство Венгрии также неоднократно заявляло о нарушении прав венгров, живущих в Украине. Все это не могло остаться вне поле зрения дипломатических ведомств обеих стран.