Украина готовится к легализации лоббизма. Как этот процесс работает в США

Правила работы лоббистов в США жесткие. Однако этот бизнес приносит многомиллиардные доходы. Какие виды лоббизма различают в Штатах и кто им может заниматься, рассказывают «Комментарии»

В Украине 10 января Верховная Рада по требованию Еврокомиссии в первом чтении проголосовала законопроект "О добросовестном лоббировании и адвокации в Украине". Его главной целью является создание рынка лоббирования. Как отметили разработчики законопроекта, такой рынок действительно существует и сейчас, однако находится в тени и порождает коррупционные риски. Кроме того, международные партнеры понимают, что такое лоббизм и как с его помощью легально влиять на принятие тех или иных решений. Законодатели и эксперты считают, что законопроект может привлечь в Украину иностранных инвесторов, используя лоббистов, смогут, например, приложить к послевоенному восстановлению Украины.

Именно поэтому народные депутаты в законопроекте о "О добродетельном лоббировании и адвокации в Украине" среди прочего установили всю необходимую терминологию в сфере лоббирования, определили права и обязанности субъектов лоббирования, методы воздействия. Кроме того, согласно законопроекту, будет создан Реестр прозрачности, держателем и администратором которого станет Национальное агентство по предотвращению коррупции.

В разных странах мира процедура лоббирования регламентирована по-разному. В каком-то смысле образцова модель, существующая в США. В частности, налоговым управлением США определено лоббирование как любую деятельность, через которую оказывается влияние на конкретное законодательство или на точку зрения отдельного должностного лица.

В США различают прямое и массовое лоббирование. Первое – попытка повлиять на конкретное законодательство, выражая свое мнение по этому законодательству через прямое общение с членом Конгресса, персоналом Конгресса или любым другим чиновником или служащим, участвующим в процессе формирования политики. Второе – это попытка повлиять на конкретное законодательство через коммуникацию с любым сегментом населения в целом, где такая коммуникация поощряет получателя принять меры по этому законодательству.

Кроме того, в США общественные фонды могут заниматься лоббистской деятельностью, если она составляет незначительную часть общей деятельности организации. Вместе с тем частные фонды не могут заниматься лоббированием, за исключением случаев самозащиты.

Определение лоббиста обычно касается лоббирования от имени другого за вознаграждение. В Арканзасе, Коннектикуте, Джорджии, Гавайях, Индиане, Мэриленде, Миннесоти, Мичигане, Техасе, Вайоминге и Нью-Йорке установлены пороговые суммы компенсации, поэтому лицо должно зарегистрироваться только после получения определенной суммы компенсации. Регистрируются лоббисты в Министерстве юстиции, а информация о продвигающих интересах иностранных клиентов размещается в открытом доступе в базе данных FARA.

Сами лоббисты отмечают, что правила работы в США очень жесткие. За нарушение правил работы предусмотрены строгие санкции. Считается, что они должны обеспечить прозрачность лоббирования как важной части демократического правления. Согласно многочисленным регуляторным актам относительно лоббизма лоббисты или их организации должны: официально регистрироваться в обеих палатах парламента каждые три месяца, представлять в отдельных файлах информацию о каждом клиенте, заказывающем услуги (имя, должность, смету расходов на продвижение своего решения) и сообщать о размере денежного вознаграждения за услуги. Регистрация лоббистов электронная и к ней есть открытый общественный доступ.

Вместе с тем, лоббистская деятельность в США получает многомиллиардную прибыль. К примеру, корпорация Apple, по данным Центра ответственной политики США, в год тратит более 5,5 млн долларов на лоббирование своих интересов.

Как писали "Комментарии", считается, что легализация лоббизма открывает для бизнеса новые возможности.

Кроме того, эксперты рассказывали "Комментариям" о том, что вопрос лоббизма в Украине нужно было легализовать еще 20 лет назад.