Дело Джулиани: какой удар по Украине может нанести утечка информации

Эксперты рассказали, может ли появившийся разговор "сбить" кого-то из украинских политиков и чиновников и почему Украина оказалась «замешанной» в американские выборы

Издание CNN получило эксклюзивную запись телефонного разговора в июле 2019 года между экс-адвокатом бывшего президента Дональда Трампа - Руди Джулиани, американским дипломатом Куртом Волкером и на тот момент помощником президента Владимира Зеленского, а ныне главой его Офиса - Андреем Ермаком.

Издание сообщает, что звонок был предвестником "печально известного разговора" Трампа с Зеленским и обе беседы позже стали центральной частью первого импичмента Трампа.

Как отмечает телеканал, во время 40-минутного разговора Джулиани неоднократно говорил Ермаку, что Зеленский должен публично объявить о расследовании касательно возможной коррупции сына Джо Байдена в Украине, а также о том, что Украина вмешалась в выборы 2016 года, чтобы навредить Трампу (оба утверждения не соответствуют действительности).

Может ли "дело Джулиани" "сбить" кого-то из украинских политиков и чиновников (бывших и нынешних)? Почему Украина оказалась "замешанной" (возможно, не по своей воле) в американские выборы? Чтобы разобраться в этих вопросах, издание "Комментарии" обратилось к экспертам.

Политические последствия с точки зрения формирования мнения об Украине и негативного имиджа – есть и будут

Аналитик, кандидат политических наук Олеся Яхно прогнозирует, что "пленки Джулиани" никого не "собьют" в плане реальных юридических последствий. Но пострадает имидж Украины как государства.

"Недавно был отчет американских спецслужб, где указано, что Украина не вмешивалась на уровне реальных действий (кибератаки или еще что-то в этом роде) в американские выборы. Но часть участников, в том числе, фигурировавших во встречах, в разговорах с тем же Джулиани, могут привлекаться как свидетели. Их фамилии могут звучать где-то, - поясняет Олеся Яхно.

Авот политические последствия с точки зрения формирования мнения об Украине и негативного имиджа – есть и будут. Причем это касается не только отдельных персоналий, вмешательство которых в американские выборы доказано. Как тот же нардеп Андрей Деркач, фигурирующий в санкционном списке как человек, который подыгрывал действиям России, игравшей в пользу одной из сторон во время президентской кампании в США. Это – отдельные люди, а не государство Украина. Но репутационно страдает именно наше государство".

По мнению аналитика, негативный политический имидж сформировался и у того же Ермака, и у других людей, которые разговаривали, контактировали с Джулиани или его людьми.

"Это свидетельствует о способах ведения международной политики Украиной. И эти способы, на мой взгляд, инфантильные, - подчеркивает Олеся Яхно. - Тогда, как мне кажется, Ермак и часть других людей в окружении Зеленского, готовы были идти в обход МИД, других институций. Искали, как можно быть полезными США, в частности во время избирательной кампании. Считали, что можно встречаться с представителями из одной из сторон и таким образом пытаться наладить отношения между Украиной и США.

В итоге был печально известный разговор Трампа с Зеленским. И то, что этот разговор фигурировал в импичменте Трампа, показал неэффективность такого подхода. Что в итоге можно стать крайними в этой ситуации и упоминаться в СМИ, в разговорах американских политиков в негативном контексте. Ставка на быстрый результат, на встречу ради встречи показала ошибочность такого подхода. В итоге - имиджевые потери для Украины".

Аналитик считает, что в 2019-м Зеленский и его окружение во что бы то ни стало хотели организовать встречу с Трампом. И наделали ошибок.

"Почему-то этим занимались ОП, СБУ. Все, кроме непосредственно МИД и посла Украины в США Чалого времен Порошенко, которого сняли, но не назначили нового. "Взрослая" политика так не работает. Ориентация на быстрый результат, какие-то обходные пути, втягивание в скользкую тему, лишь бы получить какую-то мнимую выгоду и организовать встречу Трампа с Зеленским, обернулись минусом для Украины", - резюмирует Олеся Яхно.

Зеленскому могут, если не в лицо, то за глаза вспомнить эту историю

Эксперт Украинского института политики Владислав Дзивидзинский считает, что Украина не настолько инициировала и форсировала все события, связанные с противостоянием Трампа и Байдена, сколько ее вовлекли в них.

"У этой истории есть конкретные имена. Это и давний партнер, адвокат, помощник Трампа - Джулиани, который пытался дискредитировать через Украину и ситуацию с Хантером Байденом (был членом правления кипрского холдинга Burisma, занимающегося добычей газа в Украине, тогда как его отец Джо Байден занимал пост вице-президента США, что стало поводом для нападок, – прим. ред.) его отца, главного конкурента Трампа на выборах – Джо Байдена.

Есть Ермак, который фигурирует на этих пленках, пытаясь выстроить через Джулиани отношения с на тот момент президентом и потенциальным победителем на выборах-2020 (чего не случилось) Трампом. Именно Ермак, на тот момент советник Зеленского, был связующим звеном между Джулиани и украинским президентом", - подчеркивает эксперт.

Он также отмечает, что на сегодняшний момент конкретной вины Ермака нет, поскольку Украина не сделала тех действий, о которых американцы тогда просили. Юридически обвинить украинское руководство в чем-то сложно.

"Но украинская власть более чувствительна к информационным оценкам и к настроениям - как внутри страны, так и за ее пределами. Даже если эта история не будет разыгрываться американским правосудием при президентстве Байдена, у нас достаточно недругов, начиная с РФ, которые будут раскручивать тему, обвиняя нынешние украинские власти в продажности и конъюнктурности.

Не исключаю, что фамилия Ермака будет еще не раз "всплывать". Возможно, будут определенные действия во время некого судебного процесса, поиска материалов в сторону конкретно Ермака. Не исключаю также попыток американского следствия наладить сотрудничество напрямую с украинским президентом", - говорит Владислав Дзивидзинский.

Но конкретной угрозы быть осужденными ни у Зеленского, ни у Ермака нет, считает он. Зато есть доказательства зависимости украинской власти от "заокеанских партнеров".

Эксперт отмечает: "Зеленскому могут, если не в лицо, то за глаза вспомнить эту историю. И я не представляю, каким образом он может ее парировать, отыграть, - признался эксперт. - Очередной вызов. Если хочет иметь лояльное отношение к себе со стороны Байдена, ему придется идти на уступки, взаимодействовать с американским следствием, занижая свой статус".

Фамилия экс-генпрокурора Луценко тоже фигурировала в "деле Джулиани". В том числе на изъятых у него компьютерных файлах.

"Нужно понимать, что на сегодняшний момент Байден видит Украину в сфере своих интересов. Но только, возможно, не в роли стратегического партнера, а скорее находящегося под внешним влиянием. И для реализации таких планов ему необходимо иметь своих представителей здесь, - поясняет Владислав Дзивидзинский. - Команда Зеленского на эту роль, похоже, не подходит. Потому ставка делается на прозападные национал-патриотические силы, которых, по факту, не так много. На эту нишу претендует, прежде всего, "Европейская солидарность" Порошенко и связанный с ними Луценко. Наверное, поэтому Байден и Госдеп не хотят дискредитировать будущих потенциальных политических партнеров.

Я более чем уверен, что информации по Луценко в связи с "делом Джулиани" даже больше, чем мы знаем. Но вряд ли она будет использована в ближайшей перспективе, пока администрация Байдена считает Луценко и Ко если не реальными, то хотя бы потенциальным партнерами".

Ранее портал "Комментарии" писал о новых "пленках Медведчука": как записи разговоров отразятся на Порошенко.