Зеленский и его обращения: почему это важно – что можно сделать лучше

Эксперты рассказали, что нужно говорить президенту в его выступлениях перед украинцами

Президент Украины Владимир Зеленский опубликовал последнее весеннее вечернее обращение. В нем, среди прочего, традиционно говорил о ситуации на фронте, а также коснулся шестого пакета санкций ЕС против РФ. Эксперты специально для издания "Комментарии" проанализировали основные меседжи, а также вообще данный формат – практически ежедневных обращений главы государства.

Обращения президента во время войны фактически являются ключевыми

Эксперт Украинского института политики Руслан Бизяев, комментируя президенсткое обращение вечером 31 мая, назвал естественным, что в нем уделено немало внимания шестому пакету санкций ЕС против РФ.

"Несмотря на желание Европы как можно быстрее закончить санционный кейс – этот пакет был принят. Включая нефтяную составляющую (с разрешением покупать лишь российскую нефть, транспортируемую по нефтепроводу). Важен в этом аспекте и запрет на страхование танкеров. В физическом объеме, учитывая динамику цен на нефть, Россия от новых санкций в год может потерять 10-12 млрд долларов. А запрет на страховку соответствующих танкеров серьезно осложняет логистику, особенно поставки в страны Юго-Восточной Азии, куда РФ уже делает основные поставки нефти (с немалой скидкой). Это Китай, Индия, ряд других стран, согласных сотрудничать с государством-агрессором", – отмечает эксперт.

Кроме того, напоминает он, такой запрет ставит под вопрос поставки российской нефти в США. А по итогам марта РФ вышла на 6-е место по количеству нефти, поставленной в Штаты.

"Безусловно, серьезным ходом стало решение отключить Сбербанк РФ от SWIFT. Теперь многое зависит от позиции самого SWIFT – оставят ли они действующие карты рабочими (как сделали в случае с введением санкций против других российских банков), или всё же заблокируют их (что, понятно, будет более болезненным). Также следует понимать, что на введение всего шестого пакета санкций потребуется 6-9 месяцев. Он растянут по времени. Ключевая задача – понять, насколько далеко Европа готова идти в санционном кейсе. Мне кажется, что этот шестой пакет из серьезных – последний", – признался Руслан Бизяев.

Что касается меседжей главы государства касательно военной ситуации – мы не услышали ничего нового, считает эксперт.

"Президент подчеркнул, что бои идут, ресурсы есть – и мы понимаем, откуда брать новые. Сказал всё честно, четко и понятно", – отмечает Руслан Бизяев.

Формат фактические ежедневных обращений, по его мнению, говорит о том, что Зеленский сейчас, помимо основных функций, выполняет функцию лидера общественного мнения.

"Его обращения фактически являются ключевыми, базовыми для последующих комментариев и анализа. Это своеобразный барометр, как в погоде. Что нам придется ожидать – дождь, ясного неба, облачности? И Зеленский тут такой себе, с одной стороны, политический синоптик, с другой, – аналитик (потому что не только что-то прогнозирует, но и анализирует, подводит некие итоги дня). Этот формат является одним из ключевых для понимания ситуации в Украине, с акцентом, понятно, на войну, но и не только", – резюмирует эксперт.

Важно, чтобы повестка, которую озвучивает президент, была уникальна, эксклюзивна

Директор Центра исследований проблем гражданского общества (ЦИПГО) Виталий Кулик прокомментировал формат подобных обращений следующим образом:

"В начале войны это было очень актуальным и полезным. Думаю, такой формат продержится некоторое время. Необходимо объяснять определенные вещи гражданам. К тому же, людям нужно видеть президента. Что он реагирует, рефлексирует на события в онлайн режиме. Что это не недосягаемая вершина, а человек, который вместе с нами переносит все тяготы войны. И при этом понимает, что несет ответственность за многие политические решения. Поэтом такие ролики важны, имеют своего благодарного слушателя, зрителя, читателя".

Но со временем, отмечает эксперт, у государства исчерпывается оперативный набор меседжей. А если власть не может что-то комментировать более конкретно, информационно наполнено, не может говорить то, чего нельзя прочить релизах Генштаба ВСУ, военных администраций – то теряется уникальность подачи. В том числе у президента.

"Если Зеленский и прочие топ-спикеры начнут говорить банальные, общеизвестные вещи – это не будет играть в пользу власти. Не будет формировать необходимые для руководства страны моральный дух, климат в обществе, – поясняет Виталий Кулик. – Тут важно, чтобы повестка, которую озвучивает президент, была уникальна, эксклюзивна. Но в последнее время эксклюзивность в выступлениях президента размывается. Возможно, необходимо переходить на новый мета-уровень обращений".

По мнению директора ЦИПГО, глава государства должен говорить, обращаясь к миру (а такие обращения – перед парламентами и не только – он тоже делает часто), не с точки зрения Украины-жертвы (помогите нам!), но и с точки зрения угроз для человечества, которые несет эта война, развязанная Россией.

"Ведь это не просто война против Украины, но и война против человечности и человечества, – акцентирует Виталий Кулик. – А Украина просто находится на переднем крае этой войны, на передовой. Когда небытие ведет войну с бытием".

В обращениях же собственно к украинцам необходимо вернуться к неким вещам, которые сущностно важны именно для нас, уверен эксперт.

"Нельзя всё сводить к успокоительным речам Арестовича или сухим релизам. Президент должен обнадеживать, но не врать, – подчеркивает Виталий Кулик. – Показывать, что он слышит людей, что живет их проблемами. Выступление президента – не должно сводиться исключительно к пропаганде. Это должно быть обращение, которое мобилизирует общество не в пропагандистском ключе, а достукиваясь до каких-то элементов общности под названием украинский народ".

Как сообщал портал "Комментарии", известно, сколько крымчан мобилизовали для участия в войне против Украины и какие потери среди них.