Всеукраинский референдум глазами Зеленского: чем обернется инициатива президента
Эксперты проанализировали новую инициативу президента Зеленского
На этой неделе комитет Верховной Рады рассмотрит законопроект №3612 "О народовластии через всеукраинский референдум", который готовят ко второму чтению. В первом ВР приняла его 18 июня. Почему этим занялись именно сейчас и когда могут принять - на эти и другие вопросы ответили эксперты.
Спорные моменты
Адвокат, эксперт по вопросам судебной и правоохранительной деятельности Украинского института будущего (УИБ), кандидат юридических наук Мирослава Чорноусько напоминает, что соответствующий проект был внесен президентом как неотложный. Вследствие чего также сокращен срок на представление альтернативных проектов (что, впрочем, не помешало депутатам их подготовить).
Эксперт УИБ уверена, что стремление любой ценой и как можно быстрее принять президентский проект может обернуться опасными последствиями. Преодолеть которые постфактум будет максимально сложно.
Достаточно дискуссионным, по мнению эксперта, являются также:
– предоставление только 60-дневного срока на сбор трех миллионов подписей, необходимых для поддержания инициативы о проведении референдума;
– положение, предусматривающее вынесение на референдум вопросов прекращения действия закона Украины или отдельных его положений (в случае отсутствия консенсуса между парламентом и Офисом президента по определенным вопросам, это вполне может использоваться как механизм вывода Верховной Рады из "законодательной игры");
– то, что решение, принятое на всеукраинском референдуме, может быть изменено не ранее чем через три года со дня его принятия, причем только путем всеукраинского референдума (если речь пойдет о вопросах, подпадающих под полномочия парламента или президента Украины, деятельности органов государственной власти, это может привести, в том числе, к противоречию таких решений Конституции Украины).
Наиболее контраверсийным положением проекта Мирослава Чорноусько называет возможность голосования с помощью "автоматизированной информационно-аналитической системы".
Помимо прочего, такой подход противоречит и Конституции Украины, считает Мирослава Чорноусько. Ведь п. 20 ч. 1 ст. 92 Основного Закона установлено, что исключительно законами Украины определяются организация и порядок проведения референдумов. Таким образом, возможность электронного голосования является довольно иллюзорной, ведь тех или иных механизмов контроля за соблюдением законности процедуры не предлагается.
Мирослава Чорноусько уверена, что будут иметь место манипуляции вокруг применения норм в будущем в случае принятия закона. Ведь часть их выписана именно таким образом, чтобы эти манипуляции стали возможными.
Немного истории...
Народный референдум традиционно считается одним из эффективнейших инструментов прямого демократического волеизъявления, напоминает политтехнолог Александр Курбан.
В истории независимой Украины, было два классических по процедуре референдума. В 1991 году мы всенародно утверждали Акт Независимости, а в 2000 году вносили изменения в Конституцию (их, правда, не утвердила Рада).
По мнению политтехнолога, для Украины, референдум так и не стал демократическим инструментом структурных конституционных изменений. Начиная с первой версии закона "Про всеукраинський та місцеві референдуми" (1991 г.), он был скорее декоративной формой постсоветской демократии. Решения можно было имплементировать только с разрешения президента и правящей политической элиты. Эта тенденция сохранится, если во втором чтении будет принята его новая версия в той редакции, которую предложили "Слуги народа", уверен Александр Курбан.
Эксперт поясняет: "Нынешней правящей политической элите нужен простой и удобный инструмент реализации своих политических амбиций, связанных с дальнейшей централизацией власти и усилением пророссийской ориентации. Имея большинство в парламенте и полный контроль над всеми ветвями власти, команда Зеленского может использовать новую версию закона о референдуме для противопоставления мнению улицы".
По словам политтехнолога, в проекте закона №3613 есть механизмы предотвращения возможных антиконституционных сценариев. Однако некоторые из них полностью противоречат логике.
По мнению политтехнолога, проект закона о референдуме, предложенный от имени президента, ставит больше вопросов, чем дает на них ответов. И он в таком виде не станет серьезным прорывом в украинском законодательстве. Скорее - будет использован как количественный показатель "эффективности" власти.
Обещания Зеленского перед выборами
По всей видимости, перед местными выборами Зеленский решил вернуться к теме выполнения своих предвыборных обещаний. Так заместитель директора Украинского института политики (УИП) Кирилл Молчанов прокомментировал возвращение Верховной Рады к теме референдума.
Политический эксперт уверяет, что "Слуга народа" сейчас носится с идеей совместить местные выборы с неким подобием референдума. Вынеся туда, в частности, вопрос по мирному урегулированию конфликта на Донбассе.