Депутаты хотят ввести всеукраинский кешбэк за безналичные расчеты: в чем подвох

Как объяснили нардепы, деньги за каждую транзакцию хотят отдавать людям

Депутаты Верховной Рады предложили ввести всеукраинский кешбэк за безналичные расчеты. Соответствующий законопроект появился на сайте Рады. Эксперты для издания "Комментарии-Украина" оценили плюсы и минусы такой инициативы.

Финансовый эксперт, экономист Алексей Кущ отмечает, что речь идет о продолжении темы по поводу введения комиссии за эквайринговые операции (возможность для торгового предприятия принимать безналичную оплату товаров и услуг пластиковыми карточками).

"Простыми словами – человек приходит в супермаркет и расплачивается карточкой за купленный товар. Карточку выдал банк-эмитент (выпускающий карты, с которых производится оплата), а платежный терминал, к которому эта карточка прикладывается, установил банк-эквайер, снимающий за эту услугу комиссию. Ее платят торговые сети, попросту включая это в цену товара. То есть, конечный плательщик всей этой истории – человек, покупающий товары в супермаркете", – акцентирует эксперт.

А суммы выходят большие. Если у нас безналичные покупки за год составили примерно 900 млрд грн, а эквайринговая комиссия достигает 3%, то порядка 25-27 млрд грн банки зарабатывают на таких операциях. Только ПриватБанк, к примеру, на этом заработал в прошлом году около 8 млрд грн, подчеркивает Алексей Кущ.

"Недавно рассматривались предложения, чтобы снизить эквайринговую комиссию с 3 до 1%, – напоминает он. – Банковское лобби в парламенте "встало на дыбы", потому как могут потерять около 20 млрд грн в год. Но идея была выгодна торговым сетям. Хоть они и косвенные плательщики, за всё платит потребитель, но если не платишь 2% этой комиссии, то можно снизить цены на товары и простимулировать людей на покупки".

Альтернативой этому предложению является тот самый законопроект №5734-2 об украинском кешбеке, который был зарегистрирован в парламенте 14 июля.

"Я пару месяцев назад написал статью, где практически полностью описал эту идею. Суть которой – принять соответствующий закон, который работал бы в основном на потребителей. То есть, не просто убрать 2%, а отдавать потребителю в виде кешбека за покупки. Пришел, расплатился карточкой – получил на нее 2% от суммы покупок. Если 10 тыс. потратил в месяц на безналичную покупку товаров, то 2% – это 200 грн на карточку. Небольшой, но приятный бонус", - говорит Алексей Кущ.

По его словам, частично это выгодно и банкам, и торговым сетям.

"Деньги возвращаются на карточки, следовательно, банки пользуются ими, этой ликвидностью. А торговые сети в выгоде, т.к. становится более популярной безналичная форма расчета. И покупателям выгоднее приобретать товары в торговых сетях, где есть терминалы, чем в каких-то мелких магазинчиках или на рынках, где их нет. Но наибольшая выгода – именно у потребителя. Так законы и должны работать, - уверен эксперт. - В этом случае ничего не могу сказать плохого о такой идее. Единственная ложка дегтя – против этого закона могут активно выступать лобби банков и торговых сетей".

Аналитик Alpari Максим Пархоменко считает, что положительной стороной такой инициативы, если она получит "путевку в жизнь", будет снижение сумы за оплаты товара для покупателей. Но при этом, по его мнению, такое снижение будет компенсироваться самим продавцом.

"Часто такие новации наоборот приводят к росту цену. Для покупателя снижение цены будет несущественным и не ощутимым, в то же время для некоторых продавцов (к примеру продажи техники) даже 1% (как предлагается в законопроекте) может быть чувствителен", - отмечает аналитик.

По факту продавец скорее наоборот увеличит стоимость своего продукта и товара, чтобы компенсировать этот кешбэк, прогнозирует Максим Пархоменко. В итоге, по словам аналитика, от этого может проиграть и сам покупатель, и продавец, у которого появятся дополнительные сложности и регуляции.

Напомним, популярность безналичных расчетов платежными картами повышается благодаря инновациям. Так считают в Национальном банке Украины, проанализировав статистику карточных операций за последние девять месяцев.